Полное собрание информации о  запрете ПРАВОрулек

 в Казахстане.


 

Цитата

 

 

 

Форум ЦТ

Главная

О Сайте

Новости СМИ

Наши проекты

Наши вопросы

Голосовалка

Фотоальбом

Гостевая книга

Местный форум

 

 

[31.01.2007]

 

Письмо Министерства внутренних дел Республики Казахстан

от 25 января 2007 года № 116-588 

Министерство юстиции

Республики Казахстан

 

Рассмотрев заявление граждан Уткина С.Г., Бокаева С.О. и Бондарцева С.А. об оспаривании законности постановления Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2006 года № 1301 «О дополнительные мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», сообщаем следующее.

По пункту 1.

Согласно статье 3 Таможенного кодекса (далее - Кодекс), основными целями таможенной политики являются стимулирование разлития экономики и защита экономических интересов Республики, обеспечение эффективного таможенного контроля и иные цели, установленные законодательными актами.

Из положений Кодекса следует, что введение запрета на ввоз или вывоз каких-либо товаров не зависит от наличия в отношении них ограничений или запретов в законодательных актах.

Действия государственных органов должны отвечать целям, установленным в вышеуказанной статье, а также целям и задачам других законодательных актов.

Так, основной целью и задачей Закона «О безопасности дорожного движения» является безопасность дорожного движения, сокращение количества дорожно-транспортных происшествий, пострадавших в них граждан и снижение материального ущерба от этих происшествий.

Реализация указанной цели осуществляется посредством принятия соответствующих постановлений Правительства, нормативных правовых приказов министерств и комитетов, актов акимов и маслихатов.

Кроме того, статьей 8 Кодекса установлено, что нормативными постановлениями Правительства могут быть установлены запреты и ограничения на ввоз и вывоз из Республики Казахстан и транзит через территорию Казахстана товаров и транспортных средств.

Таким образом, постановление Правительства принято для достижения целей Закона «О безопасности дорожного движения» и в соответствии с Кодексом.

По пункту 2.

Постановлением установлен запрет на ввоз транспортных средств с правосторонним рулевым управлением, который распространяется только в случае ввоза этих средств в таможенных режимах «выпуск товаров дня свободного обращения» и «временный ввоз товаров и транспортных средств».

Нормы запрета не могут распространяться на другие случаи, кроме тех, которые оговорены в настоящем постановлении и расширительному толкованию не подлежат. В связи с чем, мнение авторов заявления о распространении запрета на другие виды таможенного режима и противоречии статье 12 Кодекса, считаем неправильным.

Далее, согласно статье 57 Кодекса, предварительным таможенным оформлением в пункте пропуска через таможенную границу являются действия, предшествующие основному таможенному оформлению и осуществляемые для недопущения перемещения на таможенную территорию запрещенных товаров.

При таможенном оформлении товаров, как при предварительном, так и при основном, лицо обязательно указывает в декларации таможенный режим в зависимости от целей перемещения, использования на таможенной территории либо за её пределами, В случае указания таможенных режимов, перечисленные в постановлении № 1301 от 28.12.2006 г., таможенное службы принимают меры по запрещению ввоза таких товаров. В остальных случаях транспортное средство проходит процедуру таможенного оформления в соответствии с таможенным законодательством без каких-либо запретительных норм.

В соответствии со статьей 7 Кодекса совершение действий по ввозу на таможенную территорию Республики или вывозу с таможенной территории товаров и транспортных средств является их перемещение через таможенную границу Казахстана. При этом совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, является таможенным оформлением. Таким образом, таможенным законодательством четко установлено, что под понятием «ввоз товара» определена совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, т.е. таможенное оформление, в том числе и помещение товаров под определенные таможенное режимы.

В связи с изложенным, нормы постановления считаем правомерными и соответствующими требованиям таможенного законодательства.

По пункту 3.

Статьей 5 Закона «О частном предпринимательстве» установлено - проекты нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, направляются в аккредитованные объединения субъектов частного предпринимательства для получения экспертного заключения.

При этом, согласно статье 26 этого же Закона, представители аккредитованных объединений субъектов частного предпринимательства, некоммерческих организаций входят в состав экспертного совета, образуемый при Государственных органах.

Государственный орган, разрабатывающий нормативный правовой акт, затрагивающий интересы субъектов частного предпринимательства, вносит его на рассмотрение экспертного совета.

С учетом данных требований Закона, вопрос о возможности и необходимости установления запрета на ввоз в Республику и эксплуатацию автотранспортных средств с правосторонним рулевым управлением рассматривался на заседании Экспертного совета 25 сентября 2006 года в рамках обсуждения проекта Закона «О внесении изменен и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения». В свою очередь, при Министерстве внутренних дел аккредитованы три субъекта предпринимательства: Общенациональный Союз предпринимателей и работодателей «Атамекен», Ассоциация охранных организаций Республики Казахстан и Республиканская ассоциация горнодобывающих и горно-металлургических предприятий.

Наряду с этим, вопрос о введении запрета на ввоз таких транспортных средств был поддержан и проректором Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, кандидатом юридических наук, профессором Н. И. Исаевым (копия письма прилагается).

По вопросу рассмотрения проекта постановления Республиканской бюджетной комиссией, отмечаем, что в соответствии со статьей 66 Бюджетного кодекса в компетенцию бюджетных комиссий входит выработка предложений по проектам нормативных правовых актов, предусматривающих увеличение расходов или сокращение поступлений республиканского или местных бюджетов.

Однако установление запрета на ввоз некоторых транспортных средств не предполагает уменьшения поступлений в 6юджет, поскольку запретная норма распространена не на продукцию в целом, а на определенные ее виды. В данном случае рынок товаров сохраняет наличие аналогичной продукции с некоторыми изменениями. В связи с чем проект постановления не выносился на рассмотрение РБК.

По пункту 4.

Как отмечено в заявлении, общественные отношения по установлению, определению и применению обязательных требований к продукции входят в сферу технического регулировании. При этом оспариваемое постановление авторы заявления относят к актам по техническому регулированию, в связи с чем необходимо было первоначально внести соответствующие поправки в нормативные акты, содержащие технические и технологические нормы и стандарты.

Вместе с тем, отмечаем, что постановление Правительства № 1301 принято в реализацию норм Таможенного кодекса и содержит запретительную норму на ввоз определенного товара на территорию Республики, а не какие-либо требования к техническим характеристикам продукции.

В этой связи, доводы о необходимости принятия постановления в соответствии с требованиями Закона «О техническом регулировании» считаем неправильными.

Относительно данных о дорожно-транспортных происшествиях с участием автомобилей с правосторонним рулевым управлением, сообщаем следующее.

Органами внутренних дел с 2004 года ведутся специальные учеты автомобилей с правосторонним расположением органов управления и дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершённых по вине водителей автомобилей этой категории. Так, в течение последних трех лет численность праворульных автомобилей в стране возросла с 36 тыс. до 151, 3 тыс., количество ДТП по вине водителей таких автомобилей увеличилось в 7 раз (с 111 до 793), число погибших людей - в 14 (с 17 до 240 человек) а раненных - в 7,6 раз (со 136 до 1040 человека).

Действительно показатель числа ДТП на 10 тысяч единиц автотранспорта в настоящее время у автомобилей с правосторонним управлением ниже, чем у автомобилей с левостороннем управлением. Однако за последние три года этот показатель у автомобилей с правосторонним управлением увеличился с 31 до 52 происшествий на 10 тысяч транспортных средств, У леворульных же автомобилей данный показатель снизился на 19 и составил 62 ДТП на 10 тысяч транспортных средств. Аналогичная ситуация наблюдается с показателем тяжести последствий от ДТП (количество погибших в расчете на 100 пострадавших в ДТП). Тяжесть последствий ДТП у праворульных автомобилей за три года увеличилась на 7,6 и составила 18,8. В то же время у автомобилей с левым рулем данный показатель увеличился всего на 4,2 и составил 19,2 погибших на 100 пострадавших в ДТП. Рост негативного влияния автомобилей с правосторонним управлением на безопасность дорожного движения очевиден.

 

Вице-Министр

А. Шпекбаев

 

Верховный суд Республики Казахстан

 

Отзыв

на заявление Уткина С.Г., Бокаева С.О., Бондарцева С.А.

к Правительству Республики Казахстан об оспаривании законности п. 1 постановления Правительства от 28.12.2006 г. № 1301 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения»

 

Рассмотрев исковое заявление Уткина С.Г., Бокаева С.О., Бондарцева С.А. (далее - Истцы) к Правительству РК о признании пункта 1 нормативного постановления Правительства РК от 28.12.2006 г. № 1301 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» незаконным, в связи с чем признать нормативное постановление Правительства РК от 28.12.2006 г. № 1301 «O дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (далее Постановление) недействующим в части пунктов 1 и 4 с момента его принятия, требования Истцов считаем несостоятельными по следующим основаниям.

1. Истцы отмечают, что Правительство может ограничить ввоз товаров в Республику Казахстан только в соответствии с основными целями таможенной политики Республики Казахстан, которыми являются стимулирование развития экономики и защита экономических интересов Республики Казахстан. Любая иная цель таможенной политики должна быть в обязательном порядке отражена в законодательном акте (законе, принятом парламентом), а не определена Правительством самостоятельно. Поэтому на сегодняшний день запрет на ввоз праворульных автомобилей введен Правительством незаконно (ввиду отсутствия соответствующей законной цели таможенной политики).

В свою очередь, отмечаем, что, согласно пункту 13 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 18.12.1995 г. № 2688 «О Правительстве Республики Казахстан» и пункту 2 статьи 8 Таможенного кодекса Республики Казахстан, регламентировано право Правительства Республики Казахстан на издание нормативных постановлений, которыми могут быть установлены запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан, вывоз из Республики Казахстан и транзит через территорию Республики Казахстан товаров и транспортных средств, меры тарифного и нетарифного регулирования в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан, разрабатывает и реализует меры по безопасности.

Согласно пункту 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законами и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения.

Законом Республики Казахстан «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон) установлены такие ограничения. В частности:

статьей 12 Закона предусмотрено, что порядок дорожного движения на территории Республики Казахстан, права и обязанности участников дорожного движения определяются Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Республики Казахстан.

Правила дорожного движения ориентированы в Республике Казахстан на автотранспорт с левосторонним управлением.

Статьей 21 Закона запрещается эксплуатация транспортных средств в случаях несоответствия их конструкции правилам, нормативным стандартам, действующим в стране.

Основным доводом при разработке и принятии Постановления являлось обеспечение мер по безопасности населения, так, движение автотранспортного средства с правосторонним рулевым управлением создает помехи для других участников дорожного движения.

2. Истцы необоснованно утверждают, что Правительство принятием Постановления расширило полномочия Правительства, так как Таможенный кодекс не предоставляет Правительству права определять перечень товаров, запрещенных к помещению под таможенные режимы «выпуск товаров для свободного обращения» и «временный ввоз товаров и транспортных средств».

Кроме того, сама формулировка примечания («Настоящий пункт распространяется на ввоз товаров и транспортных средств в таможенных режимах «выпуск товаров для свободного обращения» и «временный ввоз товаров и транспортных средств») также противоречит закону, так как Таможенный кодекс не предусматривает возможность ввоза товаров в определенных таможенных режимах, поскольку по всему тексту кодекса идет речь о помещении товаров под определенные таможенные режимы.

Отмечаем, что постановлением Правительства Республики Казахстан был принят не новый нормативный акт, а лишь внесены дополнения в постановление Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2003 г. № 681, которое истцами не оспаривается.

3. Истцы утверждают, что издание Постановления ущемило интересы частных предпринимателей, которые осуществляли ввоз праворульных автомобилей для перепродажи и оказывали услуги по их приобретению на аукционах Японии. Правительство Республики Казахстан обязано заботиться не только об интересах предпринимателей, но и о безопасности граждан, поэтому постановление Правительства Республики Казахстан считаем оправданным, так как за последние годы многократно увеличились дорожно-транспортные происшествия с правым управлением автомашин.

На основании вышеизложенного просим суд в удовлетворении исковых требований отказать.

 

Представитель по доверенности

25.01.2007 г.

 

 

Письмо

Акционерного общества

«Казахская академия транспорта и коммуникации имени М. Тынышпаева»

Министерства образования и науки Республики Казахстан

от 22 ноября 2006 года № 01-9-3084

 

Председателю комитета дорожной

полиции МВД РК

г-ну Тусумову О.Т.

 

Уважаемый Омурзак Толеуович!

 

Обсуждаемая в средствах массовой информации проблема эксплуатации автотранспортных средств с правым расположением органов управления не нова.

Предвидя динамику роста количества таких автомобилей и возможных негативных последствий в дорожном движении и проблематичности в последующем введении ограничения их ввоза в республику, нами еще в 1993 году информировалось Правительство Казахстана.

Однако, Правительством, в силу определенных условий в экономическом и социальном плане, в то время не принималось решение и эти предложения не поддержаны в основном только из-за того, что их количество в стране было менее одной тысячи единиц и совершаемые ежегодно по их вине 10-20 дорожно-транспортных происшествий существенного влияния на общее состояние аварийности не имели.

Но, в настоящее время эксплуатация праворульных транспортных средств в значительной степени оказывает существенное влияние на безопасность дорожного движения на фоне резкого увеличения их ввоза в страну.

Так, если на 1 января 2004 года количество праворульных автомобилей в стране было - 35039 и рост количества ДТП составил - 135, 2%, погибших - 325, 1% и раненых - 119, 3%, то уже в 2005 году их количество возросло до 73757 единиц и соответственно выросла аварийность на 186, 5% - 486, 3% - 259, 6% по республике.

В настоящее время по данным статистики Комитета дорожной полиции МВД PК в республике на учете состоит более 117 тысячи транспортных единиц с правосторонним расположением руля и по их вине только за 10 месяцев 2006 года уже зарегистрировано 613 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 200 и получили различные увечья 801 человек.

С правовой точки зрения, водитель транспортного средства, имеющий удостоверение на право управления, обязан выполнять эти требования, но в силу несоответствия органов управления транспорта к правостороннему движению, он не в состоянии в полной мере реализовать эти обязанности, вследствие чего пассажиры преднамеренно (невольно) подвергаются определенным рискам возникновения дорожно-транспортных происшествий.

Ещё более опасные ситуации создаются при эксплуатации общественного транспорта с правым расположением руля (автобусы, такси и другие автомобили, занимающиеся массовой перевозкой пассажиров). Представьте себе посадку и высадку пассажиров на проезжую часть дороги с левой стороны автобуса. Этот процесс значительно усложнен и практически неприемлем, так как пассажиры оказываются в зоне интенсивного движения транспортных средств (активной проезжей части), что категорически не допускается Правилами дорожного движения Республики Казахстан.

Согласно ст. 7 п. 4 Закона РК «Об автомобильном транспорте» от 4 июля 2003 года, запрещается использование для перевозок такси автотранспортных средств со специальным управлением, в том числе полностью ручным, а также правосторонним рулевым управлением.

В соответствии с этой нормой считаю неправомерной регистрацию и последующую эксплуатацию таких транспортных средств в нашей стране, занятых массовой перевозкой пассажиров, с правым расположением органов управления.

Одним из существенных недостатков праворульных автомобилей являются создаваемые ограничения видимости водителя при обгоне с выездом на встречную полосу движения, особенно на узких участках однополосных дорог. Дело в том, что водитель, для того, чтобы увидеть и убедиться, свободна ли встречная полоса для движения, вынужден полностью выходить на полосу встречного движения, создавая постоянно при каждом маневре риски столкновения со встречным автомобилем. Ситуация особенно усложняется при выполнении обгона крупногабаритных автомобилей (автобусы, фургоны и другие габаритные автомобили), а также в городских условиях с плотным интенсивным движением.

В вышеуказанной Конвенции о дорожном движении (ст. 1 п. 2) прописано о том, что «Перед обгоном водитель должен убедиться в том, что он может сделать это, не создавая опасности или помехи дли встречных транспортных средств и, убедившись, в частности, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна на достаточном расстоянии и что относительная скорость двух транспортных средств позволяет совершить o6гон за достаточно короткое время».

Наряду с этим, в техническом плане важным фактором является неправильное распределение светотеневой границы и углов установки фар праворульных автомобилей, приводящих к «ослеплению водителей встречных автомобилей» при разъездах транспортных средств, а также плохое освещение правой обочины дороги, вследствие чего постоянно возникают опасности наезда на пешеходов, велосипедистов, стоящие транспортные средства и так далее.

Таким образом, автомобили с правосторонним расположением рулевого управления, предназначенные для левостороннего движения, имеют регулировку светового потока, несоответствующую требованиям безопасности дорожного движения, действующим в Республике Казахстан, где принято правостороннее движение.

В частности, у таких автомобилей при правостороннем движении происходит снижение видимости поверхности правой обочины проезжей части в темное время суток и «ослепление» водителей транспортных средств, движущихся во встречном направлении, что приводит к тяжелым последствиям при столкновениях транспортных средств, возникающих при осуществлении обгонов, а также при наезде на пешеходов и стоящие транспортные средства.

В принципе, этот недостаток может быть устранен после регулировки светового потока фар в соответствии с государственным стандартом или путем их замены на фары, в полной мере соответствующие установленным требованиям. И этот технический недостаток является основанием для отказа в регистрации таких автомобилей, как не соответствующих требованиям прохождения государственного технического осмотра.

Наряду с вышеуказанными существенными недостатками возникает ряд проблем и при осуществлении буксировки транспортных средств, управлении автомобилем в ночное время и в условиях недостаточной видимости (туман, снегопад и др.).

Я, как автомобилист, прекрасно понимаю, что, не имея собственной автомобильной промышленности, тысячи казахстанских автомобилистов сделали выбор в пользу недорогих и подержанных иномарок, однако безопасность водителей, пассажиров и пешеходов, а также создание благоприятных условий на наших дорогах для движения большинства транспортных средств с левосторонним расположением органов управления мы должны ставить превыше всего.

Суммируя все это изложенное, принятое решение Советом безопасности страны по вопросам эксплуатации праворульных автомобилей считаю правильным и своевременным, так как приоритеты ответственности государства за жизнь и здоровье граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности являются основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения на территории нашей республики считаю целесообразным:

- запретить ввоз и регистрацию транспортных средств с правым расположением органов управления с 1 января 2007 года.

- Разрешить эксплуатацию транспортных средств с правым рулем, ранее зарегистрированных в органах дорожной полиции Республики Казахстан, до полного их физического износа, но с обязательной заменой оптики на аналоги Европейского стандарта.

- При изменении владельцев транспортных средств с правым рулем органам дорожной полиции принимать на учет только после

переоборудования на специализированных станциях технического сервиса.

 

С уважением,

 

Проректор Казахской академии транспорта и коммуникаций, кандидат юридических наук, профессор

 

 

Н. Исаев

 

Пояснительная записка

к проекту постановления Правительства Республики Казахстан

«О введении ограничений при импорте и эксплуатации автотранспортных средств»

 

 

 

№ п/п

Перечень сведений, которые должны быть отражены в пояснительной записке

Информация государственного органа - разработчика

 

 

 

 

1.

Государственный орган - разработчик проекта

Министерство внутренних дел Республики Казахстан

 

 

 

 

2.

Обоснования необходимости принятия проекта

Проект разработан в соответствии с поручением Главы государства, данного на заседании Совета Безопасности 13 ноября 2006 года, в целях дальнейшего совершенствования государственного управления в области безопасности дорожного движения и принятия эффективных мер по снижению уровня аварийности на транспорте, а также реализации статей 45 и 700 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

 

 

 

 

3.

Предполагаемые социально-экономические и/или правовые последствия в случае принятия проекта

Не предполагает

 

 

 

 

4.

Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта

Реализация проекта не потребует дополнительных финансовых затрат из республиканского бюджета

 

 

 

 

5.

Конкретные цели, сроки ожидаемых результатов и предполагаемая эффективность принятия проекта

Совершенствование механизма учета и мониторинга сведений о наложенных и исполненных взысканиях за совершение административных правонарушений на транспорте

 

 

 

 

6.

Сведения об актах Президента и/или Правительства, принятых ранее по вопросам, рассматриваемым в проекте, и результатах их реализации

Не принимались

 

 

 

 

7.

Необходимость последующего приведения законодательства в соответствие с проектом

Не требуется

 

 

 

8.

Результаты дополнительной экспертизы (правовой, экономической, экологической, финансовой и других) в случае ее проведения по поручению Премьер-министра в других организациях

 

 

 

9.

Иные сведения

 

 

 


 

Министр

 

Б. Мухамеджанов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данные о таможенном оформлении легковых автомобилей (код ТН ВЭД 8703) в таможенном режиме «выпуск в свободное обращение»

 

 

Кол-во, тыс. шт.

Стат. ст-ть, млн. долл. США

Таможенные платежи и налоги, млн.

тенге

Там. сборы

Имп. пошлина

НДС

Всего

2005 год

А/М с левосторонним рулевым управлением

195

692, 9

419, 9

8 630, 3

15 114, 9

24 165,0

А/М с правосторонним

рулевым управлением

40

40, 8

160, 0

1 027, 7

886, 0

2 073, 7

Уд. вес А/М с правосторонним рулевым управлением

16, 9

5, 6

27, б

10, 6

5, 5

7, 9

ВСЕГО

235

733, 7

579, 8

9 658, 0

16 000, 9

26 238, 7

2006 год

А/М с левосторонним рулевым управлением

302

1 211, 4

1 013, 9

14 652, 5

24 737, 3

40 403, 7

А/М с правосторонним рулевым управлением

59

92, 8

168, 5

1 484, 1

1 659, 5

3 312, 2

Уд. вес А/М с правосторонним рулевым управлением

16, 3

7, 1

14, 3

9, 2

6, 3

7, 6

ВСЕГО

361

1 304, 2

1 182, 4

16 136, 6

26 396, 8

43 715, 9

 

Сведения

о численности автомобилей с правосторонним рулевым управлением в Республике Казахстан и ДТП по вине их водителей

 

п/п

Наименование

региона

Численность транспорта

Количество ДТП

Количество погибших

Количество раненых

на 01.01.

05 г.

на 01.01.

06 г.

на

01.10.

 06 г.

на

01.01.

07 г.

2004

год

2005

год

2006

год

2004

год

2005 год

2006 год

2004 год

2005

год

2006

год

1.

г. Астана

937

2687

4619

5195

10

4

25

1

1

5

15

5

32

2.

Акмолинская

601

814

1777

2013

2

19

36

1

5

17

1

31

51

3.

г. Алматы

17706

37944

63464

67288

11

101

245

3

14

25

13

133

286

4.

Алматинская

1894

4926

7296

18655

36

75

113

2

40

35

43

123

174

5.

Актюбинская

378

851

851

1024

0

0

6

0

0

2

0

0

10

6.

Атырауская

103

252

86З

694

0

0

9

0

0

5

0

0

8

7.

В-Казахстанская

7186

12350

21913

25455

18

23

146

2

2

42

22

24

193

8.

Жамбылская

61

447

1064

1234

0

13

25

0

7

23

0

19

32

9.

З-Казахстанская

44

91

209

393

0

0

1

0

0

1

0

0

1

10.

Карагандинская

1694

3278

4250

4604

10

45

102

3

17

46

11

75

143

11.

Кызылординская

187

117

279

367

0

2

8

0

1

4

0

3

11

12.

Костанайская

690

4926

3197

3669

7

10

18

2

6

5

12

15

19

13.

Мангистауская

183

276

610

1206

1

1

4

0

0

4

1

2

8

14.

Павлодарская

3550

3358

3687

16042

14

17

24

3

7

15

16

24

30

15.

С-Казахстанская

581

934

2085

2224

2

6

27

0

0

8

2

10

37

16.

Ю-Казахстанская

144

506

874

1254

0

2

4

0

0

3

0

5

5

 

ИТОГО:

35939

73757

117038

151317

111

318

79З

17

100

240

136

489

1040

 

 

 

 

 


статью прислали почтой

 


Hosted by uCoz